|
|
Логические трюки и парадоксы
1. Мудрецу задали вопрос:
- В деревне только один парикмахер, но он бреет тех, и только
тех жителей своей деревни, которые не бреются сами, должен ли он брить
самого себя?
Мудрец ответил:
- Если он себя не бреет, то он относится к тем жителям деревни,
которых он должен брить. Значит, он должен себя брить. Если же он себя
бреет, то он не относится к тем жителям своей своей деревни, которых он
должен брить. Значит, он должен себя брить. Если же он себя бреет, то
он не относится к тем жителям своей деревни, которых он должен брить.
Значит, он не должен себя брить. Вот и весь ответ на ваш вопрос.
- Как же так, - продолжали спрашивать мудреца. - Если парикмахер
себя не бреет, то он должен брить, а если он себя бреет, то не должен
брить?
Что ответил мудрец, история умалчивает.
Ответ
2. Можно ли доказать, что
полный стакан равен пустому? Проведем следующее рассуждение. Пусть имеется
стакан, наполненный водой до половины. Тогда можно написать, что стакан,
наполовину полный, равен стакану, наполовину пустому. Увеличивая обе части
равенства вдвое, получим, что стакан полный равен стакану пустому.
Верно ли приведенное рассуждение?
Ответ
3. "То, что ты не потерял,
ты имеешь; ты не потерял рога, следовательно, ты их имеешь".
В чем заключается логическая ошибка этого древнего софизма,
который называется "Рогатый"?
Ответ
4. В Древней Греции существовали
школы софистов, где молодые люди могли обучаться красноречию, ораторскому
искусству и юридическим наукам.
Рассказывают, что к одному учителю-софисту Протагору однажды явился юноша
по имени Эватл и обратился к учителю с просьбой сделать из него хорошего
оратора, так как он жаждет выступить в каком-нибудь судебном процессе
в качестве защитника или обвинителя.
Протагор согласился, но с условием, что Эватл заплатит ему за обучение
20 монет, причем половина этого гонорара должна быть уплачена немедленно,
а другая половина - по окончании обучения, да и то только в том случае,
если Эватл аыиграет тот судебный процесс, в котором он выступит впервые.
Юноша согласился и стал ежедневно посещать Протагора, проявляя во время
занятий удивительные способности и воспринимая все, что преподавал ему
учитель.
Так дело шло до тех пор, пока наконец Протагор не объявил, что курс обучения
вполне закончен, и Эватл может смело выступить на суде.
Но тут произошло то, чего никак не ожидал мудрый учитель.
- Знаешь что? - заявил Эватл. - Я своевременно заплатил тебе половину
условленного гонорара, но второй половины, по-моему, я имею полное право
не платить!
- Это почему же? - удивился Протагор.
- На основании закона и нашего договора, - ответил Эватл.
Протагор возмутился.
- Но ведь я подам на тебя в суд, - сказал он, - и ты принужден будешь
будешь там защищаться. Что же касается приговора судей, то мне, в сущности,
безразлично, присудят ли они тебя к уплате гонорара или нет, потому что
и в том, и в другом случае мне требуемые деньги.
- Это каким же образом? - удивился в свою очередь Эватл.
- Очень просто! Если судьи скажут, что ты должен уплатить мне вторую половину
гонорара, то ты будешь обязан сделать это на основании приговора суда.
Если же суд откажет мне в иске, другими словами, если ты выиграешь свой
первый судебный процесс, то ты заплатишь мне ту же сумму на основании
заключенного между нами договора. Видишь - я прав!
В первую минуту Эватл был смущен такими, по-видимому, неопровержимыми
доводами своего учителя, но затем, сообразив что-то, воскликнул:
- Ничего подобного! Я буду иметь право не платить тебе ни в том, ни в
другом случае! И вот почему: если судьи скажут, что я обязан заплатить
тебе гонорар полностью, то есть другими словами, если я проиграю свой
первый судебный процесс, то я не заплачу тебе денег на основании нашего
с тобой договора! Если же суд решит, что я не должен платить тебе, то
я и не заплачу ничего на основании приговора суда?
Кто же прав: учитель или ученик?
Ответ
5. Напишем тождество: 4 :
4 = 5 : 5.
Вынеся из каждой части тождества общие множители за скобки,
получаем:
4 * (1 : 1) = 5 * (1 : 1) или (2 * 2) * (1 : 1) = 5 * (1
: 1).
Так как 1 : 1 = 1, то 2 * 2 = 5. Где ошибка?
Ответ
6. Рассмотрим очевидное равенство:
(2 - 2.5)^2 = (3 - 2.5)^2
Отсюда, извлекая квадратный корень, имеем:
2 - 2.5 = 3 - 2.5
Прибавляем к обеим частям этого равенства по 2.5, получаем,
что 2 = 3. Где ошибка?
Ответ
7. Встретились два приятеля,
стали разговаривать. Вдруг взгляд одного из них упал на кучу песка
- Видишь кучу песка? - спросил он. - А на самом деле ее нет.
- Почему? - удивился его приятель.
- Очень просто, - ответил он. - Давай рассудим: одна песчинка, очевидно,
не образует кучи песка. Если n песчинок не могут образовать кучи песка,
то и после прибавления еще одной песчинки они по-прежнему не могут образовать
кучи. Следовательно, никакое число песчинок не образует кучи, т. е. кучи
песка нет.
Ответ
8. Хорошо известна следующая
легенда: один мудрец, оказавшись на необитаемом острове, сказал, что все
люди, находящиеся на острове, лжецы.
Представьте, что получится, если некто, исходя из этого высказывания,
начнет рассуждать так: если все люди, находящиеся на острове, лжецы, а
сам мудрец тоже находится на острове, то и он лжец. Другими словами, то,
что он сказал, неправда.
Следовательно, не все люди, находящиеся на острове, лжецы, но так как
на острове только один человек - мудрец, то он не лжец и сказал правду,
что все люди, находящиеся на острове, лжецы.
Но тогда мудрец тоже лжец, следовательно, он сказал неправду, поэтому
он не лжец, т.е. то, что он сказал, правда и т. д. и т. п.
Ответ
|
|
Последнее обновление: |
8 июля 2007 |
|
|
|
|
|
|