4. В Древней Греции существовали школы софистов,
где молодые люди могли обучаться красноречию, ораторскому искусству и
юридическим наукам.
Рассказывают, что к одному учителю-софисту Протагору однажды явился юноша
по имени Эватл и обратился к учителю с просьбой сделать из него хорошего
оратора, так как он жаждет выступить в каком-нибудь судебном процессе
в качестве защитника или обвинителя.
Протагор согласился, но с условием, что Эватл заплатит ему за обучение
20 монет, причем половина этого гонорара должна быть уплачена немедленно,
а другая половина - по окончании обучения, да и то только в том случае,
если Эватл аыиграет тот судебный процесс, в котором он выступит впервые.
Юноша согласился и стал ежедневно посещать Протагора, проявляя во время
занятий удивительные способности и воспринимая все, что преподавал ему
учитель.
Так дело шло до тех пор, пока наконец Протагор не объявил, что курс обучения
вполне закончен, и Эватл может смело выступить на суде.
Но тут произошло то, чего никак не ожидал мудрый учитель.
- Знаешь что? - заявил Эватл. - Я своевременно заплатил тебе половину
условленного гонорара, но второй половины, по-моему, я имею полное право
не платить!
- Это почему же? - удивился Протагор.
- На основании закона и нашего договора, - ответил Эватл.
Протагор возмутился.
- Но ведь я подам на тебя в суд, - сказал он, - и ты принужден будешь
будешь там защищаться. Что же касается приговора судей, то мне, в сущности,
безразлично, присудят ли они тебя к уплате гонорара или нет, потому что
и в том, и в другом случае мне требуемые деньги.
- Это каким же образом? - удивился в свою очередь Эватл.
- Очень просто! Если судьи скажут, что ты должен уплатить мне вторую половину
гонорара, то ты будешь обязан сделать это на основании приговора суда.
Если же суд откажет мне в иске, другими словами, если ты выиграешь свой
первый судебный процесс, то ты заплатишь мне ту же сумму на основании
заключенного между нами договора. Видишь - я прав!
В первую минуту Эватл был смущен такими, по-видимому, неопровержимыми
доводами своего учителя, но затем, сообразив что-то, воскликнул:
- Ничего подобного! Я буду иметь право не платить тебе ни в том, ни в
другом случае! И вот почему: если судьи скажут, что я обязан заплатить
тебе гонорар полностью, то есть другими словами, если я проиграю свой
первый судебный процесс, то я не заплачу тебе денег на основании нашего
с тобой договора! Если же суд решит, что я не должен платить тебе, то
я и не заплачу ничего на основании приговора суда?
Кто же прав: учитель или ученик?
Ответ: Это "софизм Эватла". Если решать
вопрос, кто из них прав, учитель или ученик, то придется ответить, что
ни тот, ни другой, так как оба рассуждали логически неправильно; тот и
другой, доказывая свою правоту, опирались то на приговор суда, то условия
своего договора.
назад на
главную следующая загадка
|